Рынок и рыночный механизм

Рассматриваем тему «Рынок и рыночный механизм».

Простая теорияТерминыТест

Вся теория прекрасно рассмотрена в следующих видео уроках, которые необходимо внимательно просмотреть:





РЫНОК — это система связей и взаимодействий между продавцами и покупателями.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ — сосредоточение каждого человека на какой-либо отдельной трудовой функции.

ФУНКЦИИ РЫНКА — это те задачи, которые рынок решает в обществе.

Для ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЫНКА нужны: разделение труда, частная собственность и ее охрана, свободный обмен благами.

Рынок выполняет следующие ФУНКЦИИ: информационная, регулирующая, стимулирующая, ценообразовательная, посредническая, санирующая.

РЫНКИ ДЕЛЯТСЯ: по типу товаров (пищевой, текстильный, топливный…), по масштабу (местный, национальный, мировой), по соответствию законам (легальный, нелегальный или теневой), по особенностям продаж (розничный, оптовый), по типу конкуренции (рынок совершенной конкуренции, монополистическая конкуренция, олигополия, дуополия)

РЫНОК СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ: много покупателей и продавцов, однородный товар, отсутствие входных барьеров для новых фирм, свободный доступ к информации для всех участников рынка, продавцы не имеют власти над ценой.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: большое количество мелких и средних фирм, появляются фирмы покрупнее, различающийся (дифференцированный товар), входные барьеры невысоки, доступ к информации ограничен, появляется незначительная власть над ценой.

ОЛИГОПОЛИЯ: небольшое количество крупных фирм (3-5), стандартизированный и однородный товар, очень высокие входные барьеры, сильно ограничен доступ к информации, имеется власть над ценой (которая сильно увеличивается, когда фирмам удается договориться об одновременном повышении цен)

ДУОПОЛИЯ: две крупные фирмы, высокие входные барьеры, доступ к информации сильно ограничен, товар однороден.

МОНОПОЛИИ БЫВАЮТ: естественные и искусственные.

ВИДЫ МОНОПОЛИЙ: картель, синдикат, трест, концерн.

КАРТЕЛЬ — это вид монополии, в котором происходит объединение нескольких предприятий какой-либо отрасли посредством достижения ими договоренности, например, о максимальных ценах продажи товаров или о максимальном количестве товаров, которые можно продавать каждому предприятию.

СИНДИКАТ — вид монополии, в котором объединение нескольких фирм происходит посредством создания отдельной конторы для централизованных продаж.

ТРЕСТ — вид монополии, подразумевающий объединение нескольких предприятий с потерей коммерческой и производственной самостоятельности в рамках новой организации.

КОНЦЕРН — вид монополии, подразумевающий объединение предприятий, сохраняющих формальную самостоятельность и имеющих общую финансовую базу.

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ — рынок полностью контролируется только одним продавцом в силу физической невозможности появления новых фирм

ПРОВАЛЫ РЫНКА: монополии, невозможность стабильного производства общественных благ, хищническое истребление рынка.

НОУ-ХАУ — это производственный секрет, который содержит тайную информацию о производстве того или иного блага.